29 нояб. 2011 г.

Картины Иеронима Босха

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken] (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения







  Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы  с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
  Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.

Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами. Картина «Семь смертных грехов» находилась в Брюсселе в коллекции Де Гевары около 1520 года и была приобретена Филиппом II Испанским в 1670 году. Картина «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, видимо помогая тому яростно преследовать еретиков.

 Композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. В окружностях - первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе.

Эта работа - одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха и снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», - определяют тему этого живописного пророчества. 

Корабль дураков

1490 - 1500-е годы. Музей Лувр, Париж.











«Корабль дураков», без всякого сомнения, является сатирой
На картине «Корабль дураков», монах и две монашки беззастенчиво развлекаются с крестьянами в лодке, имеющей шута в качестве рулевого. Возможно, это пародия на корабль Церкви, ведущий души к вечному спасению, а может, обвинение в похотливости и невоздержанности в адрес духовенства.

Пассажиры фантастического корабля, плывущие в «Страну Глупляндию», олицетворяют человеческие пороки. Гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален, и символичен. Сам по себе созданный художником мир прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.













Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Святой Антоний

1500-е годы. Музей Прадо, Мадрид.
 «Жизнеописание святого Антония», написанное Афанасием Великим, повествует о том, что в 271 году н.э. еще молодой Антоний удалился в пустыню, чтобы жить аскетом. Прожил он 105 лет (ок. 251 - 356).

Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации, искушал земными благами. 
Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию. 
 Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Так видит или не видит святой на картине Босха монстров, которые его окружают?
Они видны только нам, грешникам, ибо «то, что мы созерцаем, - это то, что мы есть




















У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный?

Блудный сын

1503 год. Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам.
В картине «Блудный сын» Иероним Босх истолковал свои  представления о жизни
 Герой картины — тощий, в разорванном платье и разных башмаках, иссохший и словно расплюснутый на плоскости — представлен в странном остановившемся и все же продолжающемся движении.
Он почти списан с натуры — во всяком случае, европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты, — но в сухой источенности ее форм есть что-то от насекомого.
Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Только природа остается чистой, бесконечной. Тусклый цвет картины выражает мысль Босха — серые, почти гризайльные тона объединяют и людей и природу. Это единство закономерно и естественно
.

Несение креста

1516 год. Королевский музей изящных искусств, Гент.
Босх на картине изображает Иисуса Христа среди беснующейся толпы, плотно заполняя пространство вокруг него злобными, торжествующими физиономиями.
Для Босха образ Христа - олицетворение безграничного милосердия, душевной чистоты, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей.
 По своим художественным качествам  «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают.
 Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая и спустя шесть столетий продолжает будоражить умы и чувства.

Увенчание терновым венцом

1490 - 1500-е годы. Национальная галерея, Лондон.
На картине Иеронима Босха «Увенчание терновым венцом» Иисус, окруженный четырьмя мучителями, предстает перед зрителем с видом торжественного смирения. Два воина перед казнью коронуют его голову терновым венцом.
 Число «четыре» - число изображенных мучителей Христа - среди символических чисел выделяется особым богатством ассоциаций, оно связано с крестом и квадратом. Четыре части света; четыре времени года; четыре реки в Раю; четыре евангелиста; четыре великих пророка - Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил; четыре темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.
Четыре злобных лица мучителей Христа - это носители четырех темпераментов, то есть все разновидности людей. Два лица наверху считаются воплощением флегматического и меланхолического темперамента, внизу - сангвинического и холерического.

 Бесстрастный Христос помещен в центр композиции, однако главный здесь не он, а торжествующее Зло, принявшее образы мучителей. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей.

 Иероним Босх Алтарь «Искушение святого Антония», 1505-1506
 Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов — Мира, Плоти, Дьявола.

Полет и падение Святого Антония. Триптих

1505—1506 годы. Национальный музей, Лиссабон.
 Картина «Полет и падение святого Антония» являет собой левое крыло алтаря «Искушение Святого Антония» и повествует о борьбе святого с Дьяволом. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Святой Антоний — поучительный пример того, как нужно противиться земным искушениям, быть все время настороже, не принимать за истину все, что кажется, и знать, что обольщение может привести к Божьему проклятию.

Взятие Иисуса под стражу и Несение креста

1505—1506 годы. Национальный музей, Лиссабон.
 Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония»
 Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду». Правая внешняя створка «Несение креста».

Искушение Святого Антония

1505—1506 годы. Национальный музей древнего искусства, Лиссабон.
Центральная часть «Искушение святого Антония». Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами.
 В ту эпоху, когда существование Ада и сатаны было непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста казалось совершенно неминуемым, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполоненной силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.

Музыкальный Ад

1505-1506. Музей Прадо, Мадрид.
 Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов, использованных в качестве орудий пыток

 Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.

 Иероним Босх Алтарь «Сад земных наслаждений», 1504-1505


Творение или Земной Рай

1505-1506. Музей Прадо, Мадрид, Испания.
Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и носит название «Творение» или «Земной Рай».


 Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны
 На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая, а их соединение Богом.
 Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, Адама с Евой

В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое. тонкое, розовое сооружение,  украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времен Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

Сад земных наслаждений

1505-1506. Музей Прадо, Мадрид, Испания.
 Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria.
 Не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

Сотворение Мира

1505-1506. Музей Прадо, Мадрид.
 Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Кроме того, изображена только что появившаяся растительность.
 Этот редчайший, если не сказать уникальный, сюжет демонстрирует всю глубину и силу воображения Босха.

 Иероним Босх Алтарь «Воз сена», 1500-1502

Рай, триптих Воз сена

1500-1502, Музей Прадо, Мадрид.
















































Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Традиционный, культовый характер этой композиции не вызывает сомнений: она включает четыре эпизода из библейской Книги Бытия — низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы, грехопадение, изгнание из Рая. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа, изображающего Рай.




 

Воз сена

1500-1502, Музей Прадо, Мадрид.

Мир - это стог сена: каждый хватает, сколько сможет. Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним.

Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника.
 На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Представители иных сословий — крестьяне, горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или дерутся за него. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием.
 Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны.

Ад, алтарь Воз сена

1500-1502, Музей Прадо, Мадрид.









































Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне — христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося "Граду небесному Иерусалиму". В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии.






Жизненный путь, алтарь Воз сена

1500-1502, Музей Прадо, Мадрид.

Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха
 Путь босховского пилигрима пролегает через враждебный и коварный мир, а все опасности, которые он таит, представлены в деталях пейзажа. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Пляшущие крестьяне — образ иной, моральной опасности; подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились "музыкой плоти" и покорились ей.

 Иероним Босх «Видения загробного мира», часть алтаря «Страшный суд», 1500-1504

Земной Рай, композиция Видения загробного мира

1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.

В зрелый период творчества Босх переходит от изображения видимого мира к воображаемому, порожденному его неуемной фантазией. Видения являются ему словно в сновидении, потому образы Босха лишены телесности, в них причудливо соединяются чарующая красота и нереальный, как в ночном кошмаре, ужас: бесплотные фигуры-фантомы лишены земного притяжения и легко взлетают вверх. Главными героями картин Босха становятся не столько люди, сколько кривляющиеся демоны, страшные и одновременно смешные монстры.
 Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Художник перевел пророчества, распространившиеся в Западной Европе к началу XVI века - времени, когда был предсказан Конец света,


Вознесение в Эмпирей

1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.
























Земной Рай находится прямо под Раем Небесным. Это некая промежуточная ступень, где праведники очищаются от последних пятен греха, до того как предстанут перед Всевышним.

Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам. В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «абсолютной глубины открывшейся божественности». 







Низвержение грешников

1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.

































  «Низвержение грешников» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени. 
Многие другие видения Ада, созданные Босхом, тоже кажутся хаотичными, но только на первый взгляд, а при внимательном рассмотрении в них всегда обнаруживается логика, четкая структура и осмысленность. 











Адская река,

композиция Видения загробного мира

1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.




























































В картине «Адская река» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. На переднем плане - грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. Страшный суд - главная тема, проходящая через все творчество Босха. Он изображает Страшный суд как мировую катастрофу, ночь, озаряемую всполохами адского пламени, на фоне которой чудовищные монстры истязают грешников.


Во времена Босха ясновидящие и астрологи утверждали, что, перед тем как произойдет второе пришествие Христа и Страшный суд, миром будет править Антихрист. Многие тогда считали, что это время уже наступило. Чрезвычайно популярен стал Апокалипсис - Откровение апостола Иоанна Богослова, написанный в период религиозных гонений в Древнем Риме, видение ужасающих катастроф, которым Бог подвергнет мир за грехи людей. Все погибнет в очистительном пламени.

Извлечение камней глупости

1475-1480. Музей Прадо, Мадрид.
Картина «Извлечение камней глупости», где иллюстрируется процедура извлечения из мозга камня безумия , посвящена людской наивности и изображает типичное шарлатанство целителей того времени. Изображено несколько символов, вроде воронки мудрости, в насмешку надетой на голову хирургу, кувшина у него на поясе, сумки пациента, пронзенной кинжалом.

Браке в Кане

1475 - 1480-е годы. Музей Бойманс ван Бейнинген.
В традиционный сюжет первого чуда, сотворенного Христом, - превращение воды в вино - Босх вводит новые элементы мистерии. Псаломщик, который стоит, воздев руки, перед женихом и невестой, музыкант на импровизированной галерее, церемониймейстер, показывающий на выставленную парадную посуду тонкой работы, слуга, который падает в обморок, - все эти фигуры в полной мере неожиданны и необычны для изображаемого сюжета 

Фокусник

1475 - 1480-е годы. Музей Бойманс ван Бейнинген.
Доска Иеронима Босха «Фокусник» - исполненная юмора картина, где смешны сами лица персонажей и, конечно, поведение главных действующих лиц: коварного шарлатана, простака, поверившего, что он выплюнул лягушку, и вора, с безучастным видом тащащего у него сумку.

Смерть и скупец

1490-е годы. Национальная галерея, Вашингтон.
































 Картина «Смерть и скупец» написана на сюжет, возможно, навеянный хорошо известным в Нидерландах назидательным текстом «Ars moriendi» («Искусство умирать»), где описана борьба чертей и ангелов за душу умирающего. 

 Босх запечатлевает кульминационный момент. Смерть пересекает порог комнаты, ангел взывает к образу распятого Спасителя, а дьявол пытается овладеть душой умирающего скряги.












Аллегория чревоугодия и любострастия

1500-е годы. Картинная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен.

 Картина «Аллегория чревоугодия и любострастия» или иначе «Аллегория обжорства и похоти», по-видимому, эти грехи Босх считал одними из самых омерзительных и присущих прежде всего монахам.


Распятие Христа

1480-1485. Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
Картина «Распятие Христа». Для Босха образ Христа - олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди.

Молитва святого Иеронима

1505. Музей изящных искусств, Гент.
Картина «Молитва святого Иеронима». Святой Иероним был святым покровителем Иеронима Босха. Может быть, поэтому отшельник изображается достаточно сдержанно
Святой Иероним или Блаженный Иероним Стридонский — один из четырех латинских отцов Церкви. Иероним был человеком могучего интеллекта и огненного темперамента. Он много путешествовал и в молодости совершил паломничество в Святую Землю. Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где жил отшельником-аскетом.

Святой Иоанн на Патмосе

1504-1505. Государственный музей, Берлин.

























 На картине «Святой Иоанн на Патмосе» Босхом изображен Иоанн Богослов, который на острове Патмос пишет свое знаменитое пророчество.  










Около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В ней, по мнению христиан, раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира. 

Иоанн Креститель в пустыне

1505. Музей Хосе Лазаро Гальдиано, Мадрид.

 В этой работе Иероним Босх иллюстрирует слова святого: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира". 
 Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча — согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. 

Святой Христофор

1505. Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам.




















Святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благославляющего Младенца — эпизод, непосредственно вытекающий из его жития

 Святой Христофор — святой мученик, почитаемый католической и православной церквями, живший в III веке. 








Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. 
 Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа». Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель , заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину


Несение креста на Голгофу

1480-е годы. Художественно-исторический музей, Вена.
  В композиции Босх значительно усиливает роль окружающих Христа отрицательных персонажей, выдвигая на передний план изображения разбойников. К мотиву спасения полного зла мира через самопожертвование Христа художник обращался постоянно. Если на первом этапе творчества главной темой Босха была критика человеческих пороков, то, будучи зрелым мастером, он стремится создать образ положительного героя, воплощая его в изображениях Христа и святых.

Поклонение волхвов

1510. Музей Прадо, Мадрид..
 Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Она показывает младенца волхвам, облаченным в роскошные одежды. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придает поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из "восточных царей" Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака; это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте.

Святые отшельники

1505, Дворец Дожей, Венеция.


 Иероним Босх часто избирал темой своих картин жития святых. В отличие от традиций средневековой живописи Босх редко изображает сотворённые ими чудеса и выигрышные, зрелищные эпизоды их мученичества, которые приводили в восторг людей того времени. Художник прославляет "тихие" добродетели, связанные с самоуглубленной созерцательностью. У Босха нет ни святых воителей, ни нежных дев, отчаянно защищающих свое целомудрие. Его герои — отшельники, предающиеся благочестивым размышлениям на фоне пейзажей.


Мученичество святой Либераты

1500-1503, Дворец Дожей, Венеция.

 Святая Либерата или Вильгефортис (от лат. Virgo Fortis — Стойкая Дева; II век) — католическая святая, покровительница девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей. Согласно легенде, она была дочерью португальского короля — закоренелого язычника, который хотел выдать ее за короля Сицилии. Однако она не желала идти замуж ни за каких королей, поскольку была христианкой и дала обет безбрачия. Стремясь соблюсти свой обет, принцесса взмолилась к небесам и обрела чудесное избавление — у нее выросла густая длинная борода; сицилианский король не захотел жениться на такой страхолюдине, после чего разгневанный отец велел ее распять. 

Ecce Homo

1480-1485 годы. Штеделевский художественный институт, Франкфурт.

С трасти Христовы во всей своей жестокости представлены на картине «Ecce Homo» («Сын человеческий перед толпой»). Босх изображает, как Христа выводят на высокий подиум солдаты, чьи экзотические головные уборы напоминают об их язычестве; негативный смысл происходящего подчеркивается традиционными символами зла: сова в нише, жаба на щите одного из воинов. Толпа выражает свою ненависть к Сыну Божьему угрожающими жестами и страшными гримасами.



 Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.
  Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме.


Комментариев нет: